ШУМИЛОВ Петр Павлович (1901 — 1942)

25 мая 2017

ШУМИЛОВ Петр Павлович (1901 — 1942)

Петр Шумилов родился в 1901 году в Бобринце (ныне — Кировоградская область, Украина) в многодетной крестьянской семье. По окончании Высшего начального училища поступил в Николаевский филиал Херсонского сельскохозяйственного института, но вскоре понял, что точные науки интересуют его гораздо больше, чем агротехника. В 1923 году поступил в Московский государственный университет (МГУ). Рано увлекся практической гидромеханикой и нефтяной проблематикой, начал заниматься научной деятельностью, при этом успевал подрабатывать грузчиком и чернорабочим, чтобы поддерживать семью.

Научная деятельность студента Петра Шумилова заинтересовала профессора Л.С. Лейбензона, возглавлявшего лабораторию Государственного исследовательского нефтяного института (ГИНИ). Он пригласил молодого человека работать научным сотрудником ГИНИ. В 1928 году Петр Шумилов окончил физико-механический факультет МГУ по специальности аэрогидродинамика, после чего остался работать в ГИНИ, где руководил сначала сектором бурения, а затем отделом промысловой механики.

Распространение в нефтяной отрасли получили предложенные Шумиловым способ перекачки высоковязких нефтепродуктов с применением внутреннего подогрева, методы совершенствования теплового хозяйства нефтескладов, транспортировки светлых нефтепродуктов в зимнее время и другие разработки.

В начале 30-х годов директор ГИНИ академик И.М. Губкин привлек талантливого ученого к работе в Московском нефтяном институте. С 1930 по 1934 годы Шумилов занимал должность доцента кафедры нефтепромысловой механики Московского нефтяного института, параллельно читал курсы в московском и бакинском нефтяных институтах, в Московском университете. Преподавательскую работу Шумилов сочетал с теоретическими исследованиями и работой в промышленности, спешил жить, энергично брался за многие задачи сразу.

Главное дело жизни Петра Шумилова — изобретение безредукторного турбобура. До него над ускорением и удешевлением процесса бурения работали великие инженеры К.Г. Симченко (создал подземный «забойный» двигатель в 1890 году) и М.А. Капелюшников (сконструировал «турбобур» в 1924 году). В 1932 году Шумилов, проанализировав достоинства и недостатки первого советского турбобура М.А. Капелюшникова, пришел к идее применения многоступенчатой аксиальной турбины.

Источником энергии и крутящего момента нового турбобура было давление потока жидкости, движущейся под напором поверхностного насоса. Но поток промывочной жидкости через бурильную колонну предлагалось подавать в первую ступень на статор, так жидкость приобретала направление. Из каналов статора жидкость шла на лопатки ротора первой ступени, связанного с валом турбины, а затем — на лопатки ротора второй ступени. В результате жидкость под действием энергии давления проходила все ступени турбины турбобура и через специальный канал подводилась к породоразрушающему инструменту. Для эффективной работы турбобура требовалось около ста роторов и статоров. По расчетам изобретателя безредукторный турбобур с многоступенчатой осевой гидравлической турбиной обеспечивал мощность на забое в 10–15 раз большую, чем турбобур Капелюшникова. Однако теоретические наработки Шумилова требовали ещё экспериментального подтверждения.

В 1934 году Петр Шумилов оставил Москву и переехал в Баку, где занял должность научного руководителя экспериментальной конторы турбинного бурения (ЭКТБ) «Азнефти». Вокруг него быстро сложился коллектив ведущих специалистов (Р.А. Иоаннесян, М.Т. Гусман и Э.И. Тагиев), которые живо поддержали изобретение. В состав конторы входили конструкторское бюро, экспериментальный машиностроительный завод, опытные буровые на нефтепромыслах, то есть у специалистов были все условия для проведения испытаний.

В 1935 году на нефтепромысле имени Кагановича в Баку состоялось первое испытание многоступенчатого безредукторного турбобура системы Шумилова — простого по конструкции, дешевого в производстве и эксплуатации. К началу Великой отечественной войны силами ЭКТБ уже был создан ряд работоспособных образцов, а к 1940 году — мощный многоступенчатый безредукторный турбобур, способный конкурировать с роторным буром. В 1942 году за изобретение многоступенчатой гидравлической турбины для бурения глубоких скважин Шумилов был награжден Сталинской премией третьей степени и орденом Ленина. Широкое применение турбобуров Шумилова позволило впоследствии осуществить масштабное строительство вертикальных и наклонно-направленных скважин в Урало-Поволжском, Западносибирском и других нефтегазовых регионах страны.

Этапы создания безредукторного турбобура изобретателя Петра Шумилова подробно описаны в научном труде «Многоступенчатые турбины для бурения глубоких скважин», которому так и не суждено было стать его докторской диссертацией.

Второй важнейший результат деятельности ЭКТБ под руководством Шумилова — разработка метода турбинного бурения вертикальных и наклонно-направленных скважин забойным двигателем. Наклонные скважины обеспечили доступ к продуктивным пластам, залегающим под акваториями морей, рек, озер, под территориями населенных пунктов и промышленных объектов. Кроме того, удешевилось строительство буровых сооружений. Вскоре этот метод бурения стали применять не только в Советском Союзе, но и за рубежом. За разработку и широкое внедрение метода непрерывного наклонного бурения нефтяных скважин Шумилов посмертно был награжден Сталинской премией в 1947 году.

Осенью 1941 года весь состав Бакинской экспериментальной конторы турбинного бурения с оборудованием и подчиненным ей заводом эвакуировали в город Краснокамск Молотовской области. Петр Шумилов стремился попасть добровольцем на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Родину, но в этом ему было категорически отказано. И тогда в составе группы инженеров Секретного конструкторского бюро (СКБ-1) он всего за полгода разработал и довел до полигонных испытаний принципиально новое реактивное противотанковое оружие индивидуального применения, аналогов которому не было в мире — гранатомет (прототип СПГ-82).

17 августа 1942 года Шумилов трагически погиб в ходе испытаний гранатомета на полигоне в Краснокамске. В 1950 году СПГ-82 был принят на вооружение Советской армии.