АО «Гипроспецгаз»

В 1938 году путем объединения специализированных проектных контор трестов Союзводстрой, Союзтрансстрой и Фундаментстрой была образована Ленинградская проектная контора треста Центроспецстрой, получившая в 1958 году свое нынешнее название — Гипроспецгаз.

В первые годы деятельности Гипроспецгаз занимался проектированием гидротехнических сооружений, объектов промышленно-дорожного строительства, систем водоснабжения. Через несколько лет профиль изменился, и началось проектирование нефтебаз, нефте- и продуктопроводов.

Институт проектировал нефтепроводы Казань — Горький — Астрахань, Туймаза — Омск — Новосибирск, Саратов — Астрахань, Полоцк — Вентспилс, продуктопровод Кириши — Ленинград.

Необходимо отметить проект подводного нефтепродуктопровода по дну Ладожского озера, выполненный и построенный в трудное время блокады Ленинграда. В блокадные дни коллектив института сумел разработать в чрезвычайно сжатые сроки уникальный проект подводной магистрали протяженностью 30 км, что позволило обеспечивать город нефтепродуктами.

В послевоенное время началось активное восстановление промышленности страны, открывались и разрабатывались новые нефтяные и газовые месторождения, строились трубопроводы. Активное участие в этом процессе принимал и Гипроспецгаз.

В пятидесятые годы Гипроспецгаз перешел к проектированию газотранспортных систем. Одним из первых проектов стал газопровод Серпухов — Ленинград протяженностью более 700 км, ставший продолжением системы газовых магистралей Северный Кавказ — Москва.

Гипроспецгаз сыграл большую роль в газификации Ленинграда: по проектам института были построены газопровод от Белоусово (Калужская область) до Ленинграда, крупное газохранилище в Гатчинском районе для покрытия зимних пиков потребления газа Ленинградом, трубопровод Кириши — Ленинград.

В 1962 году коллектив Гипроспецгаза проектировал газовую магистраль Бухара — Урал длиной более 4000 км в двухниточном исчислении. Впервые в отечественной практике проект газопровода создавался в условиях пустыни. Изыскатели и проектировщики стали пионерами в этой области. Проект установил сразу несколько технических рекордов, в частности, впервые в мировом газовом строительстве были применены трубы большого диаметра — 1020 мм.

По проектам Гипроспецгаза можно проследить этапы развития российской газотранспортной системы. Это система магистральных газопроводов Пунга — Вуктыл — Ухта — Торжок, газовые магистрали из северных районов Тюменской области в центральные районы России и страны Западной Европы Уренгой — Ужгород, Уренгой — Пунга — Вуктыл — Ухта, Торжок — Минск — Ивацевичи; все газовые магистрали, идущие в республики Прибалтики и Белоруссию; газопровод Ямал — Европа в составе уникальной газопроводной системы и множество других крупных объектов.

В особом ряду стоит международный проект девяностых годов — «Голубой поток», первый в России магистральный газопровод с давлением на входе 250 атм на глубине до 2500 м. В «Голубом потоке» был установлен целый ряд технических рекордов.

Из современных объектов института выделяется проект Северо-Европейского газопровода («Северный поток»), проложенного по дну Балтийского моря от российского Выборга до германского города Грайфсвальд. Впервые в истории газовой отрасли России в проекте сухопутной части газопровода применены трубы диаметром 1420 мм на рабочее давление 9,8 МПа. Применена также не имеющая аналогов в мире уникальная система секционирования морского газопровода протяженностью 1200 км с рабочим давлением на входе в газопровод 22 МПа. Компрессорная станция «Портовая» не имеет аналогов в мировой практике — ее производительность 55 млрд куб. м газа в год с рабочим давлением 22 МПа.

Помимо объектов транспорта нефти специалисты института уделяют внимание автоматизации, в том числе компрессорных и газораспределительных станций.

Реализованные проекты АО "Гипроспецгаз"

Реализованные проекты АО «Гипроспецгаз»

В 2016 году создан Санкт-Петербургский филиал ООО«Газпром проектирование».