БОРОДАВКИН Петр Петрович (1930)

БОРОДАВКИН Петр Петрович (1930)

Петр Бородавкин родился 14 июля 1930 года в селе Хамышки Краснодарского края. В 1953 году окончил Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина (ныне — Санкт-Петербургский государственный технический университет) по специальности «гидротехническое строительство». После окончания института был направлен на работу в ЭПРОН (отряд подводно-технических работ особого назначения) командиром группы подводно-технических работ. Руководил подводно-техническими работами на строительстве газопровода Ставрополь — Москва от Ставрополя до Воронежа (на реках Егорлык, Рассыпная, Дон, Северный Донец).

Во время строительства перехода магистрального газопровода Ставрополь — Москва через Дон произошла нештатная ситуация. Чтобы снять с себя обвинения в диверсии Бородавкину пришлось изучить все доступные материалы по динамике русловых процессов и найти параметры, которые не были учтены в проекте. Ему удалось определить, что при проектировании перехода не была учтена вертикальная составляющая гидродинамического воздействия потока на трубопровод, что уменьшало его отрицательную плавучесть. Замечания молодого инженера подтвердил проектный институт УкрНИИгаз, подозрения с него сняли, а интерес к вопросам обеспечения прочности трубопроводов остался.

В 1960 году Бородавкин окончил аспирантуру в Ленинграде и переехал в Уфу. Активно занялся научной и преподавательской деятельностью в Уфимском нефтяном институте, где в 1963 году основал и возглавил кафедру сооружения трубопроводов. Самостоятельно написал курсы лекций для студентов: «сооружение магистральных трубопроводов, нефтебаз и хранилищ», «строительство насосно-компрессорных станций», «строительное дело», «механика грунтов». Одновременно с работой в институте разрабатывал теорию проектирования магистральных газопроводов в сложных условиях. Успешно взаимодействовал с проектными и производственными организациями Мингазпрома, Миннефтепрома, Миннефтегазстроя.

В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию «Явления, протекающие в водонасыщенной грунтовой массе при приложении к ним отрывных усилий», в 1968 году — докторскую диссертацию «Исследование работы магистральных газопроводов, сооружаемых в сложных условиях».

С 1971 года Бородавкин работал в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина (ныне — Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина). В 1981 году стал заведующим кафедрой автоматизации проектирования сооружений нефтяной и газовой промышленности.

Теория оптимального проектирования трасс магистральных трубопроводов профессора Бородавкина была впервые применена при строительстве системы газопроводов Ленинград — Хельсинки. По инициативе Бородавкина и поддержке В.А. Динкова (в то время заместителя Министра газовой промышленности СССР) была организована отраслевая лаборатория по оптимальному проектированию объектов газопроводного транспорта на базе кафедры автоматизации проектирования сооружений газовой промышленности РГУ, которая долгое время являлась головной организацией в Мингазпроме.

Петр Бородавкин внес значительный вклад в строительство газопровода Уренгой — Помары — Ужгород от Ямбургского месторождения: получил авторское свидетельство на изобретение способа закрепления трубопровода в условиях вечной мерзлоты. Получил Государственную премию СССР за разработку и внедрение методов поточно-скоростного строительства трансконтинентального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, обеспечившего досрочный ввод его в эксплуатацию (в соавторстве).

Кроме того, Бородавкин — автор методики расчета прочности подводных трубопроводов с учетом колебаний, а также вероятностного подхода к расчетам прочности магистральных трубопроводов. Он изобрел конструкцию магистральных трубопроводов типа «труба в трубе» и разработал теорию проектирования магистральных газопроводов в сложных условиях.

Бородавкин написал более 300 научных работ, в том числе 32 учебника и монографии. Среди них: «Подводные трубопроводы», «Сооружение магистральных трубопроводов», «Механика грунтов в трубопроводном строительстве», «Механика грунтов». Подготовил 30 кандидатов наук и был научным консультантом 10 докторских диссертаций.