Бованенковское НГКМ и система магистральных газопроводов Бованенково — Ухта

Освоение Бованенковского нефтегазокондексатного месторождения — небывалый проект в истории мировой газовой промышленности: России удалось создать центр газодобычи за Полярным кругом, в сложнейших природно-климатических условиях.

Бованенковское месторождение, названное в честь известного советского геофизика В.Д.Бованенко, было открыто в 1971 году, но подготовка к разработке началась только в годы перестройки. В 1985 году Министерство газовой промышленности СССР поручило проектному институту ВНИПИгаздобыча выполнить технико-экономическое обоснование обустройства Бованенковского месторождения на добычу газа 160 млрд куб. м в год. Кроме института ВНИПИгаздобыча к этой работе были привлечены также другие крупные проектные организации: ТюменНИИгипрогаз, Фундаментпроект, Ленаэропроект, Гипроречтранс.

Условия полуострова Ямал оказались еще более сложными, чем условия Уренгоя и Ямбурга. Специфику технических решений проекта определили высокая засоленность, изрезанный рельеф, льдистость грунтов и опасность паводкового подтопления основной части Бованенковского месторождения. Необходимых геологических данных по запасам газа и его составу, а тем более по технике бурения на Ямале на тот момент не было, поэтому одновременно с началом разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) были начаты инженерные изыскания на полуострове.

Две первые полевые партии осуществили сьемку площадки кустов скважин и головных сооружений, прошли «коридором коммуникаций» от кустов скважин до сборных пунктов (УКПГ). Ценой невероятных усилий к августу 1987 года специалисты выполнили первоочередные изыскания, которые позже дали возможность в сжатые сроки начать проектирование обустройства месторождения. В ТЭО были сформулированы концепция освоения Ямала и основные технико-технологические решения, однако по ряду причин реализация мегапроекта была приостановлена практически до начала XXI века.

Сотрудники полевых изыскательских партий на аэродроме

Сотрудники полевых изыскательских партий на аэродроме

Новая эпоха освоения Ямала началась в 2002 году. Генеральным проектировщиком по обустройству Бованенковского и Харасавэйского месторождений стал институт ВНИПИгаздобыча.

В 2004 году завершилась разработка обоснования инвестиций в обустройство Бованенковского месторождения на полуострове Ямал и транспорт газа. На базе обоснования инвестиций институтом были разработаны два основных проекта: «Обустройство сеноманаптских залежей Бованенковского НГКМ» и «Строительство системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта». Саратовским проектировщикам удалось найти такие технические решения, которые сделали освоение Бованенковского месторождения рентабельным, экологичным и безопасным. Например, в конструкциях кустов газовых скважин были использованы комбинированные решения по теплоизоляции и термостабилизации для сохранения криогенного литологического ресурса. Температура транспортируемого газа, не превышающая —2°C, позволила защитить от таяния вечную мерзлоту. Компрессорные станции было решено расположить на значительном удалении от населенных пунктов.

Переход от традиционного давления в 7,5 МПа к повышенному рабочему давлению 11,8 МПа за счет применения труб из стали повышенной прочности позволил сократить затраты на строительство на 20–25%. Именно для мегапроекта «Ямал» российские трубные заводы освоили производство уникальных труб диаметром 1420 мм из стали марки К65 (Х80) с внутренним гладкостным покрытием.

30 декабря 2008 года проект «Обустройство сеноманаптских залежей Бованенковского НГКМ» был утвержден решением ОАО «Газпром». Началась практическая часть реализации мегапроекта.

КС Байдарацкая

КС Байдарацкая

Создание газотранспортного коридора от Бованенковского месторождения на Ямале до Ухты по праву считается одним из самых масштабных и сложных проектов за всю историю трубопроводного строительства в мировой и отечественной практике. Трасса газопровода Бованенково — Ухта пересекла Байдарацкую губу Карского моря, покрытого льдом большую часть года. На этом технически сложном участке впервые в мире были использованы обетонированные стальные трубы диаметром 1219 мм, рассчитанные на давление 120 атм. Еще один рекорд проекта — не имеющий аналогов самый длинный мост в мире за Полярным кругом протяженностью 3,9 км, построенный для того, чтобы железная дорога «Обская — Бованенково» смогла преодолеть пойму реки Юрибей. Для свободной миграции оленей проектировщиками был предложен подземный способ прокладки труб с последующей рекультивацией земель.

В 2012 году Бованенковское НГКМ было пущено в промышленную эксплуатацию. Параллельно были запущены линейная часть и компрессорные станции системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта.

Сварка стыка газопровода Бованенково — Ухта

Сварка стыка газопровода Бованенково — Ухта

Строительство второй нитки газопровода Бованенково — Ухта началось в 2012 году. 18 января 2017 года в эксплуатацию были введены новые добычные мощности Бованенковского месторождения и магистральный газопровод Бованенково — Ухта-2. Общая протяженность газопровода с учетом резервных ниток подводных переходов составила около 1200 км, а суммарная проектная производительность двух газопроводов — 115 млрд куб. м в год.