Перспектива: эволюция проектирования
Изыскатели
Было:
Топографическая съемка местности выполнялась пешими маршрутами.
Измерительные отчеты, которые специалисты снимали с геодезических приборов, таких как теодолиты и нивелиры, записывались в полевые бумажные журналы.
Предварительные расчеты выполнялись при помощи счетов.
Полевые абрисы, журналы и прочая полевая документация бережно хранилась у начальника партии.
В конце полевого сезона по окончании экспедиции все полевые материалы вывозились с объекта и передавались в камеральную группу для дальнейшего оформления отчетных материалов.
Стало:
Топографическая съемка местности также выполняется пешими маршрутами, но объем выполняемых специалистом работ уменьшился за счет использования беспилотных летательных аппаратов.
Беспилотный летательный аппарат выполняет аэрофотосъемку и/или воздушное лазерное сканирование в целях получения цифрового двойника местности, используемого для создания топографических планов, которые служат основой для проектирования различных объектов.
Бухгалтерия
Было:
Весь учет велся вручную.
Данные учета отражались и систематизировались в журналах-ордерах. Итоговые данные по счетам отражались в главной книге.
Расчеты велись на счетах, на смену которым пришли советские калькуляторы, которые подключались к розеткам.
В советское время не было интернета и все изменения в бухгалтерском и налоговом учете приходилось черпать только из журналов и вышедших в печать законов и нормативных актов.
Зарплата выдавалась кассиром по ведомости наличными денежными средствами. Оформляли чековые книжки вручную и ездили в банк за денежными средствами.
Платежки печатались на печатной машинке под копирку, подписывались живой подписью и ставили печать. Подписи руководителей сличались с банковской карточкой.
Стало:
Учет полностью автоматизирован.
Обмен документами можно осуществлять по средствам электронного документооборота в виде онлайн-файлов с помощью специального программного обеспечения. Этот процесс ускоряет и упрощает передачу информации между контрагентами и подразделениями организации. Документы можно подписывать электронной подписью.
Удобный поиск законов, кодексов, приказов и других документов через официальные интернет-порталы правовой информации.
Обучение (повышение квалификации) возможно получать дистанционно.
Лаборанты
Было:
В 60-70-х годах работа лаборантов была крайне трудоемкой. Все анализы проводились с использованием простых инструментов и реактивов. Лаборанты часто использовали стеклянную посуду и механические весы, а результаты анализов записывались вручную в тетрадях. Временные затраты на подготовку образцов, проведение экспериментов и оформление отчетов были значительными. Обмен информацией между лабораториями и другими подразделениями происходил через бумажные документы, что замедляло процессы и увеличивало вероятность ошибок.
Стало:
В настоящее время работа лабораторий претерпела значительные изменения благодаря внедрению передовых технологий. Многие процессы автоматизированы, что существенно увеличило объем выполняемых работ. Современные лаборатории используют автоматизированные анализаторы, которые могут обрабатывать большие объемы образцов за короткое время. Это позволяет лаборантам сосредоточиться на более сложных задачах, таких как интерпретация данных и разработка новых методик.
Внедрение цифровых технологий также позволило перейти на электронный документооборот, что ускоряет обмен данными между сотрудниками лаборатории и другими подразделениями.
Обучение и повышение квалификации лаборантов также изменилось. Теперь доступны онлайн-курсы и вебинары, которые позволяют специалистам получать новые знания без необходимости покидать рабочее место. Это особенно важно в условиях быстрого развития технологий и необходимости постоянного обновления знаний.
Проектировщики
Было:
Чертежи выполнялись вручную тушью и карандашом на ватмане, используя специальный наклонный чертежный стол — кульман. С особой тщательностью уделяли внимание силе нажатия карандаша, толщине линий, наклону шрифтов. Перенести крыльцо, расширить помещение, добавить или убрать ось — любая корректировка могла дорого обойтись разработчику. Случайное пятно или клякса могли послужить причиной для полной перерисовки.
После завершения и подписания чертежи передавались копировальщицам — они создавали копии чертежа, перенося линии на кальку, стараясь не пропустить ни одной детали.
В экспертизу записывались на прием, приходили с охапкой томов проектной документации, заходили в кабинет к эксперту и общались вживую, защищая и обосновывая проектные решения.
Нормативные требования содержались в Государственных Общесоюзных Стандартах (ГОСТах), а также в Строительных Нормах и Правилах (СНиПах). Печатные издания нормативной документации хранили в проектных институтах, обновляя по мере выпуска изменений.
На разработку проектов затрачивалось много времени, объем проектно-сметной документации неоправданно увеличивался, требовались многочисленные согласования принимаемых решений; в связи с длительными сроками архитектурно-строительного проектирования и строительства проектные решения устаревали, а сметная стоимость объектов значительно возрастала.
Стало:
Созданы разнообразные средства для графического отображения чертежей с помощью компьютерной техники, легко и просто корректировать документы и печатать их в неограниченном количестве. Также просто использовать наработки с аналогичных проектов. Согласовать проектное решение с какой-либо инстанцией — вопрос нескольких нажатий для отправки документа по почте, время на разработку и согласования стремительно сократилось.
Доступ ко всей нормативной документации в актуальной редакции легко найти с помощью официальных сайтов, поиск нужных пунктов осуществляется за секунды.
Вместо похода в экспертизу — документация загружается на специальный портал, замечания и ответы на них составляются в удобное время, нередко можно обойтись без прямого взаимодействия с экспертом, всё онлайн, дистанционно.
Помимо плоских чертежей можно получить трехмерную модель, где помимо геометрии будут описания всех конструкций и элементов. Их вес, габариты, материал и т.д. Можно связать модель с графиком производства работ и со сметными расчётами, проектирование содержит всё больше информации, изменения модели находят отражение и в стоимости, и в сроках возведения объекта.
Получение новых навыков, необходимых компетенций и опыта теперь доступно онлайн — с помощью курсов, семинаров, конференций, обучающих видеороликов.
Авторский надзор
Было:
Весь архив чертежей и согласований велся вручную в бумажном варианте.
Данные технических решений на строительной площадке отражались и систематизировались в книге учета обращений. Отсутствовала система технической переписки.
Начало использования электронной почты в авторском надзоре часто сопровождалось отсутствием соединения интернета. Был один стационарный компьютер на группу авторского надзора, и то не на всех площадках. Начало развития автоматизированного 2D-проектирования.
Стало:
Электронный архив рабочей документации, обращений и ответов на них в рамках авторского надзора. Данные полностью автоматизированы, ведутся электронные реестры. Удобный поиск ответа на обращения. Разработаны порядки взаимодействия между участниками строительства, в том числе и в отношении технической переписки.
ОДОУ
Было:
Машбюро, канцелярия и архив. В делопроизводстве 20 века использовались доступные для своего времени средства: документы создавались на печатных машинках, для копирования документов использовалась копирка; основными средствами передачи документов были почтовая отправка в конвертах, телеграммы, факс и телетайп, для систематизации и поиска документов использовались объемные картотеки.
В целом, документооборот того времени был достаточно трудоемким. Для создания документа автор должен был набрать текст на бумажном бланке (при этом бланки документов строго учитывались) на печатной машинке самостоятельно или обратиться в «машбюро» к профессиональным машинисткам для набора текста. Согласование документов происходило путем сбора виз на контрольном экземпляре проекта документа. Подписанный документ регистрировался работниками канцелярии и отправлялся адресатам почтой или факсом. Для поиска и предоставления информации по документам в канцелярии, как правило, велись каталоги и картотеки (адресатов, организаций, тем и т.д.). В целях сохранности документов все дела подлежали обязательной архивной обработке.
Стало:
Электронный документооборот и документационное обеспечение управления.
С приходом цифровых технологий совершенствуются и методы обработки и передачи документов. Делопроизводство осуществляется на основе электронного документооборота (СЭД). Бумажный документооборот вытесняется электронным. Основными способами передачи документов стали электронная почта, личные кабинеты, удаленный доступ к внешним системам. Документы создаются на основе электронных шаблонов. На смену собственноручной подписи пришли электронные подписи. Дополнительное ведение справочно-поисковых картотек больше не требуется — эту функцию выполняет СЭД. Хранение документов и дел теперь возможно в электронных архивах.
Информатизация, безусловно, совершенствует и оптимизирует трудозатраты как делопроизводителей, так и работников в целом, но, при этом предъявляет и особые, высокие требования к скорости и качеству работы с документами.
ИТ сфера
Первые ЭВМ начали использоваться в проектных институтах для автоматизации расчетов в конце 70-х годов. Они имели низкую производительность и огромные размеры.
ЭВМ размещались в специальных машинных залах и обслуживалась инженерами — электрониками, операторами и программистами. Работники, которым нужно было выполнить расчеты, направляли заявки и предоставляли исходные данные, через некоторое время получали результаты расчетов в печатном виде.
Для ввода информации использовались перфокарты, перфоленты, магнитные ленты. Не было сети Интернет и информационного взаимодействия между территориально удаленными ЭВМ.
В середине 80-х годов в информационно-вычислительных центрах институтов работали вычислительные комплексы на базе ЕС-1033, ЕС-1046 с набором периферийных устройств ввода-вывода. В производственных отделах устанавливались терминалы, с помощью которых специалисты уже самостоятельно готовили данные и решали задачи. В это время возможности приобретать программы не было, поэтому все задачи решались самостоятельно от постановки, до программирования и реализации.
В начале 90-х годов началось внедрение персональных компьютеров. Программное обеспечение позволило сделать ЭВМ более доступными. Произошёл переход от текстовых интерфейсов к графическим.
В связи с ограниченным количеством ЭВМ работникам по заявкам предоставлялось машинное время. Появились электронная почта и интернет.
Вместе с этим расширялись цели и задачи ИТ-специалистов, обслуживающих вычислительную технику: требовалось настраивать и развивать системное программное обеспечение, создавать вычислительную сеть, администрировать серверы, разрабатывать, создавать и сопровождать базы данных и прикладное программное обеспечение.
Развитие и проникновение технологий привели к качественным изменениям бизнес-процессов организации, появлению новых бизнес-моделей. Автоматизированы все основные процессы организации. Компьютерами и мультимедийным оборудованием оснащены практически все рабочие места. Высокоскоростной доступ к сети обеспечивает информационное взаимодействие работников удаленных офисов. Системы видеоконференцсвязи позволяют проводить встречи и совещания между дистанционно удаленными людьми и организациями. Цифровое информационное моделирование позволяют визуализировать проектируемый объект, рассчитать характеристики его узлов и компонентов, виртуально тестировать характеристики при эксплуатации, формировать проектно-сметную документацию. Системы искусственного интеллекта все чаще используются в ежедневных рутинных задачах — от помощи в принятии управленческих решений до создания проектных решений. Вместе с технологиями существенно выросли требования к уровню подготовки ИТ-специалистов, увеличилась их роль в обеспечении деятельности организации.
Совет молодых ученых и специалистов
Молодежь всегда являлась одним из самых перспективных активов общества, она лучше приспособлена к внедрению инновационных технологий и проектов в разных сферах.
Было:
Работе с молодежью всегда уделялось особое внимание, во времена СССР за это отвечал Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи (ВЛКСМ). Организация играла роль посредника между государством и молодым поколением, поддерживалась коммунистической партией Советского Союза и осуществляла содействие в формировании у молодёжи навыков активной социально-политической, общественно-полезной деятельности; содействие трудоустройству молодёжи, организацию досуга.
Стало:
Сейчас концепция по работе с молодежью немного трансформировалась. Основными задачами организации стала координация молодежных движений, которые носят совершенно различные формы, в области объединения молодых работников в профессиональной и общественной жизни, повышения трудовой активности, привлечение к научно-техническому творчеству, раскрытие творческого и профессионального потенциала. Наши молодые работники являются центром концентрации новых знаний, идей, они технологичны, мобильны и полны сил для участия в развитии Общества.
Увеличенная фотография (JPG, 983 КБ)