Магистральный газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток
В начале 2008 года Гипрогазцентр приступил к выполнению работ по объектам транспорта газа Востока России. Магистральный газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток имел особое значение для развития Дальневосточного региона и для энергетической безопасности России. АО «Гипрогазцентр» в ускоренном режиме выполнило серию многовариантных технико-экономических расчетов и разработало основные технические решения, положив в основу разработок многолетний практический опыт проектирования.
В основу детальной проработки схемы газотранспортной системы был положен подход, учитывающий универсальные возможности наращивания газотранспортных мощностей на всем протяжении газопровода, в том числе за счет приема природного газа от Якутского центра газодобычи.
Газотранспортная система Сахалин — Хабаровск — Владивосток позволила обеспечить газом большинство потребителей Хабаровского и Приморского краев, а также создала условия для поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Магистральный газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток по его природно-климатическим и географическим условиям можно отнести к разряду уникальных проектов. Трасса пересекает 56 тектонических разломов (112 км), проходит 308 км по обводненным участкам и болотам, пересекает 72 км косогорных участков, 734 водные преграды, 325 балок и оврагов, обходит несколько военных полигонов, 14 особо охраняемых природных территорий, пересекает морской участок 24 км (пролив Невельского).
Данные условия прохождения трассы газопровода потребовали разработки сложных технических решений, а для зон пересечения активных тектонических разломов были разработаны Специальные технические условия (СТУ). Трубы укладывались в траншее особым способом, механические свойства трубы выбирались с учетом деформации грунта. Была спроектирована система мониторинга технического состояния, позволяющая осуществлять контроль напряженно-деформированного состояния трубопровода и своевременно выявлять участки возможных аварийных ситуаций.
Строительство газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток
При проектировании компрессорных станций разработан комплекс антисейсмических мероприятий. Для уменьшения воздействия на технологическую обвязку компрессорного цеха разработаны специальные демпфирующие опоры. Впервые в ПАО «Газпром» применена модульная компоновка компрессорных цехов с индивидуальными системами очистки и охлаждения газа для каждого газоперекачивающего агрегата. По специальному заданию были разработаны фильтры-сепараторы для двухступенчатой очистки транспортируемого газа.
При выборе трассы прохождения газопровода специалисты применяли новые современные методы воздушного лазерного сканирования территории земли, которые в сочетании с уже испытанными наземными методами исследования с использованием электронных тахеометров и спутниковых геодезических приемников позволили в сжатые сроки обеспечить выпуск качественной проектной документации.
9 сентября 2011 года во Владивостоке на о. Русский состоялись торжественные мероприятия, посвященные вводу в эксплуатацию первого пускового комплекса газотранспортной системы Сахалин — Хабаровск — Владивосток и началу поставок газа в Приморский край.
В 2015–2016 годы для увеличения производительности газопровода и обеспечения растущей потребности в газе потребителей Хабаровского и Приморского края, а также подачи газа на завод СПГ в г. Владивосток АО «Гипрогазцентр» выполнил корректировку проектной документации МГ Сахалин — Хабаровск — Владивосток.
Общая протяженность газопровода составляет 1800 км. По масштабности этот проект сравнивают с Транссибом, БАМом, развитием гидроэнергетики и Северного морского пути.