Система газопроводов Уренгой — Помары — Ужгород

В 1982–1983 годах Гипрогазцентр принял активное участие в создании системы газопроводов Уренгой — Помары — Ужгород. Магистраль, ставшая первым в мире трансконтинентальным газопроводом, предназначалась для снабжения Европы советским газом.

После участия в проектировании довольно крупных газопроводов Уренгой — Петровск (участок Горнозаводск — Полянская), Грязовец — КГМО, Уренгой — Центр, Петровск — Новопсков институт подключился к грандиозному проекту, в котором принимали участие все проектные институты газовой отрасли Союза. Генеральным проектировщиком был назначен институт Южниигипрогаз. Гипрогазцентру достался в разработку участок под названием «Центр II». Из всей трассы длиной 4451 км институт делал проект 463-километрового участка от реки Волги, включая переход через нее, до границы Мордовской АССР с Рязанской областью. На этом участке необходимо было спроектировать четыре компрессорные станции — Заволжскую, Сеченовскую, Починковскую и Торбеевскую. Генпроектировщик разработал основные технические решения по обеспечению высоких технико-экономических показателей, соответствовавших новейшим достижениям науки и техники.

Это был масштабный объект с диаметром трубы 1420 мм и агрегатами на компрессорных станциях 25, 16, 10 МВт. Поскольку ни труб таких диаметров, ни турбин мощностью 25 МВт в России не было, было заключено соглашение, которое назвали компенсационным «газ-трубы» и приводили как образец общеевропейского разделения труда на взаимовыгодной основе в расчете на то, что это будет способствовать укреплению климата доверия на континенте, расширению делового сотрудничества. Для приемки газоперекачивающих агрегатов начальник технологического отдела Г.А. Березин с группой специалистов уехал в Италию. Однако командировка Березина затянулась на несколько месяцев, поскольку администрация США санкционировала странам-поставщикам запрет на поставку оборудования для этого газопровода. Поступило указание жить в Италии и ждать, пока идут переговоры по дипломатическим каналам. Президент США Р. Рейган упирался, стараясь сорвать строительство газопровода. Но мировое общественное мнение было на стороне СССР, и Рейгану вместе с Сенатом США пришлось уступить и позволить Италии отгрузить агрегаты и документацию на них.

А в России шла напряженная работа по проектированию газопровода. Главным инженером проекта был назначен Ю.Н. Артамонов. Естественно, сроки были сверхжесткими: с мая по сентябрь на трассе работали семь изыскательских партий и экспедиций. К тому времени стало известно, что наряду с газопроводом Уренгой — Помары — Ужгород в одном коридоре пройдут еще пять ниток газопроводов с компрессорными станциями, расположенными на тех же местах, только с другими типами агрегатов. Поэтому изыскания выполнялись сразу под несколько газопроводов. Была организована целая бригада главных инженеров проектов (Ю.Н. Артамонов, И.Г. Левина, М.Б. Федотов), так как одному ГИПу не под силу было справиться с шестью газопроводами.

Строительство газопровода Уренгой — Помары — Ужгород

Строительство газопровода Уренгой — Помары — Ужгород

Летом 1982 года из Италии пришел громадный трейлер с документацией на газотурбинные агрегаты ГТИ-25. При виде этой массы бумаг, может быть, в сотни тысяч листов, начальники отделов, в проектах которых должна была быть использована эта документация, испугались: разобраться во всем этом и на каждом листе поставить штамп привязки и подписи исполнителей в установленный срок было практически невозможно.

Строительство газопровода Уренгой — Помары — Ужгород

Строительство газопровода Уренгой — Помары — Ужгород

Но сроки подгоняли, и тогда проставлять штампы привязки посадили абсолютно всех имеющихся в отделах людей. А еще нужно было разбираться в технических вопросах. Дело усугублялось тем, что документация была на английском и итальянском языках. Но опять все было выполнено в срок. И уже в августе строительство первой нитки газопровода Уренгой — Помары — Ужгород шло полным ходом, в институте были созданы группы авторского надзора по линейной части газопровода — по каждому участку строительной организации субподрядчика, по остальным разделам — по каждой специальности. Конечно же, эти объекты были главными и в планах на 1983 год, а 8 августа 1983 года трансконтинентальный газопровод Уренгой — Помары — Ужгород был введен в строй.

Проектирование же шестиниточной системы газопроводов с Уренгоя продолжалось вплоть до 1986 года.

Вот эти газопроводы:

1982–1983 годы — Уренгой — Помары — Ужгород, участок Центр II;

1983–1984 годы — Уренгой — Центр, I и II нитки, участок Центр II;

1983–1985 годы — Ямбург — Елец, I и II нитки, участок Центр II;

1984–1986 годы — «Прогресс», участок Центр II.

Выполнив проектную документацию по этим объектам, институт окреп, приобрел неоценимый опыт. Тогда в портфеле заказов появились новые крупные объекты, Гипрогазцентр вышел на международный уровень.