Поезд Победы

Ивану Архиповичу Волкову посвящается

Автор: Павел Захаров

Иван Волков. Фото военных лет

Иван Волков. Фото военных лет

Мой дед Иван Архипович Волков родился 19 июля 1916 года в Харьковской области в семье крестьян. Он был человеком светлым, добрым, безумно любящим свою семью. А для нас, трех его внуков, дедушка был неиссякаемым кладезем различных и неизменно интересных историй и сказок. Когда же мы вошли в юношеский возраст, то дедушка рассказывал нам и о пережитом во время войны. Эти истории, страшные и захватывающие, навсегда отпечатались в моей памяти.

Перед войной дед выучился на машиниста и работал машинистом паровоза. В 1937–1940 гг. отслужил в армии. В начале 1942 года он мобилизовался на ленинградский фронт в стр. полк 125 пом. ком взвода. Как рассказывал Иван Архипович, он участвовал в основном в позиционной войне. Через полгода его призвали на работу по специальности — машинистом на Дорогу Жизни, так как была острая нехватка железнодорожников. Смертность на Дороге Жизни была огромной, и даже превышала смертность на фронте. Паровоз был отличной мишенью для артиллерии и авиации фашистов, и каждый рейс мог стать последним. Дед рассказывал, как они придумывали различные уловки, чтобы проскочить опасные участки и во многом все зависело от действий машиниста и слаженности команды. Иногда паровоз привозил одни остовы вагонов, одни колеса — такие были обстрелы. В один рейс снаряд попал в паровоз. Деда выбросило из кабины и практически переломило пополам. Но долго лечиться в госпитале ему не дали — его на тот момент недолеченного, плохо ходящего опять призвали нести свою паровозную вахту, потому что водить составы было уже почти некому.

К сожалению, у нас осталось немного документальных свидетельств и фотографий военных лет, но сохранился рукописный текст его небольшого рассказа: «О первой поездке на Большую землю из блокадного Ленинграда, 7 февраля 1943 г.», выдержки из которого я хочу предоставить.

«Прошло 45 лет с того времени, когда наш паровоз Эм 721–83 стоял во главе первого поезда, отправлявшегося 7 февраля 1943 года от перрона Финляндского вокзала на Большую землю. А события тех лет свежи в памяти, как будто это было совсем недавно.

Этого рейса мы ждали, знали, что наш паровоз назначен, лишь время отправления было загадкой.

Это почетное право мы заслужили своей самоотверженной и безупречной работой на Дороге Жизни, когда обслуживали участок от станции «Ладожское озеро» до Ленинграда.

48 паровозная колонна особого резерва

48 паровозная колонна особого резерва

Три паровозные бригады, две бригады кондукторов, два вагонных мастера и две проводницы — вот весь наш коллектив, которым руководил политрук Акамов Василий Титович. Старшим машинистом паровоза был Федоров Павел Аполлонович.

Две другие бригады возглавляли машинисты Петров Александр Александрович и я, Волков Иван Архипович.

На перроне вокзала собрались руководители города и трудящиеся. Весь блокадный Ленинград торжествовал по случаю отправления первого поезда. Был митинг, гремел оркестр, говорили речи, и слезы радости блестели в глазах ленинградцев. Измученные, но радостные лица, и робкая надежда на приближение конца блокадного кошмара.

В 12 часов дня был дан сигнал к отправлению, и мы тронулись, отправившись в неведомый, трудный и опасный рейс по новой прифронтовой дороге.

Ранним утром того же дня в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Они доставили в Ленинград состав со сливочным маслом — это был чудесный подарок осажденному городу.

А как проходил наш рейс?

К вечеру мы прибыли на станцию Шлиссельбург. Здесь мы и заночевали, так как новую трассу фашисты обстреляли и разрушили пути.

Утром восьмого февраля на вахту заступила бригада машиниста Петрова. Машинист получил жезл и поезд тронулся на вновь построенную дорогу. Первое, что мы увидели, был свайно-ледовый мост через Неву. Впечатление было такое, что поезд плывет по льду Невы, так как мост был очень узенький и из окон вагона мы даже не видели его края. Поезд растянулся по всей длине моста большой дугой, вот тогда и мы увидели свайный мост. Состав тогда шел очень медленно, со скоростью 5 километров в час.

Прибыли на станцию Левобережная, и поезд снова был остановлен — впереди разбит путь. Простояли не очень долго. Снова вручен жезл, и мы следуем до станции Липки по освобожденной от врага земле.

Удостоверение почетного железнодорожника

Удостоверение почетного железнодорожника

Вокруг разбитые доты, землянки, окопы, валяются трупы фашистов в сине-зеленых мундирах. Их еще не успели убрать после боев. Станцию Липки проследовали сходу, без остановки, как вдруг рывок и поезд встал. В чем дело? Забегали все бригады поезда. Выяснили — с рельс сошла колесная пара последнего порожнего вагона. Остановка грозила нам тем, что враг мог из орудий расстрелять стоящий поезд.

Умение и сноровка наших вагонных мастеров Александра Рыжова и Владимира Пылика позволили им быстро поставить колесную пару на рельсы, и поезд пошел дальше.

Вскоре поезд вышел на Синявинские болота (до войны здесь брали торф для 8ой ГРЭС). Невдалеке виднелись Синявинские высоты, где засели фашисты. Трасса проходила местами от линии фронта в трех-пяти километрах. Не успели мы въехать всем составом на торфяные болота, начался обстрел нашего поезда. Снаряды рвались то слева, то справа, а поезд все шел и шел к своей цели.

Это был наш первый обстрел на новой дороге. А потом, летом 1943 года, в белые ночи, это случалось каждый день. Невдалеке виднелся спасительный для нас лес, там станция междуречье и наше спасение. За Междуречьем нас ожидал очень крутой подъем с малыми кривыми, очень коварный и впоследствии сильно обстреливаемый участок новой трассы.

Участнику Дороги победы

Участнику Дороги победы

Поздно вечером наш поезд прибыл на станцию Волховстрой, где нам была организована очень теплая и дружеская встреча жителей Большой Земли».

Читая эти воспоминания деда, я невольно задумывался о том, с какой будничностью он описывал такие страшные, немыслимые для современного жителя мегаполиса вещи: трупы, обстрелы, голод… Это взгляд изнутри, взгляд мужественного, несломленного войной и лишениями человека, который мужественно делал свою работу. И день за днем такие люди приближали победу. Светлая память и вечный почет всем тем, кто сражался и работал в годы Великой Отечественной войны от нас и наших детей, которые благодаря их бессмертному подвигу сейчас могут без страха смотреть в светлое и мирное небо над головой.

Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества