Поезд Победы
Ивану Архиповичу Волкову посвящается
Автор: Павел Захаров
Иван Волков. Фото военных лет
Перед войной дед выучился на машиниста и работал машинистом паровоза. В 1937–1940 гг. отслужил в армии. В начале 1942 года он мобилизовался на ленинградский фронт в стр. полк 125 пом. ком взвода. Как рассказывал Иван Архипович, он участвовал в основном в позиционной войне. Через полгода его призвали на работу по специальности — машинистом на Дорогу Жизни, так как была острая нехватка железнодорожников. Смертность на Дороге Жизни была огромной, и даже превышала смертность на фронте. Паровоз был отличной мишенью для артиллерии и авиации фашистов, и каждый рейс мог стать последним. Дед рассказывал, как они придумывали различные уловки, чтобы проскочить опасные участки и во многом все зависело от действий машиниста и слаженности команды. Иногда паровоз привозил одни остовы вагонов, одни колеса — такие были обстрелы. В один рейс снаряд попал в паровоз. Деда выбросило из кабины и практически переломило пополам. Но долго лечиться в госпитале ему не дали — его на тот момент недолеченного, плохо ходящего опять призвали нести свою паровозную вахту, потому что водить составы было уже почти некому.
К сожалению, у нас осталось немного документальных свидетельств и фотографий военных лет, но сохранился рукописный текст его небольшого рассказа: «О первой поездке на Большую землю из блокадного Ленинграда, 7 февраля 1943 г.», выдержки из которого я хочу предоставить.
«Прошло 45 лет с того времени, когда наш паровоз Эм 721–83 стоял во главе первого поезда, отправлявшегося 7 февраля 1943 года от перрона Финляндского вокзала на Большую землю. А события тех лет свежи в памяти, как будто это было совсем недавно.
Этого рейса мы ждали, знали, что наш паровоз назначен, лишь время отправления было загадкой.
Это почетное право мы заслужили своей самоотверженной и безупречной работой на Дороге Жизни, когда обслуживали участок от станции «Ладожское озеро» до Ленинграда.
48 паровозная колонна особого резерва
Две другие бригады возглавляли машинисты Петров Александр Александрович и я, Волков Иван Архипович.
На перроне вокзала собрались руководители города и трудящиеся. Весь блокадный Ленинград торжествовал по случаю отправления первого поезда. Был митинг, гремел оркестр, говорили речи, и слезы радости блестели в глазах ленинградцев. Измученные, но радостные лица, и робкая надежда на приближение конца блокадного кошмара.
В 12 часов дня был дан сигнал к отправлению, и мы тронулись, отправившись в неведомый, трудный и опасный рейс по новой прифронтовой дороге.
Ранним утром того же дня в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Они доставили в Ленинград состав со сливочным маслом — это был чудесный подарок осажденному городу.
А как проходил наш рейс?
К вечеру мы прибыли на станцию Шлиссельбург. Здесь мы и заночевали, так как новую трассу фашисты обстреляли и разрушили пути.
Утром восьмого февраля на вахту заступила бригада машиниста Петрова. Машинист получил жезл и поезд тронулся на вновь построенную дорогу. Первое, что мы увидели, был свайно-ледовый мост через Неву. Впечатление было такое, что поезд плывет по льду Невы, так как мост был очень узенький и из окон вагона мы даже не видели его края. Поезд растянулся по всей длине моста большой дугой, вот тогда и мы увидели свайный мост. Состав тогда шел очень медленно, со скоростью 5 километров в час.
Прибыли на станцию Левобережная, и поезд снова был остановлен — впереди разбит путь. Простояли не очень долго. Снова вручен жезл, и мы следуем до станции Липки по освобожденной от врага земле.
Удостоверение почетного железнодорожника
Умение и сноровка наших вагонных мастеров Александра Рыжова и Владимира Пылика позволили им быстро поставить колесную пару на рельсы, и поезд пошел дальше.
Вскоре поезд вышел на Синявинские болота (до войны здесь брали торф для 8ой ГРЭС). Невдалеке виднелись Синявинские высоты, где засели фашисты. Трасса проходила местами от линии фронта в трех-пяти километрах. Не успели мы въехать всем составом на торфяные болота, начался обстрел нашего поезда. Снаряды рвались то слева, то справа, а поезд все шел и шел к своей цели.
Это был наш первый обстрел на новой дороге. А потом, летом 1943 года, в белые ночи, это случалось каждый день. Невдалеке виднелся спасительный для нас лес, там станция междуречье и наше спасение. За Междуречьем нас ожидал очень крутой подъем с малыми кривыми, очень коварный и впоследствии сильно обстреливаемый участок новой трассы.
Участнику Дороги победы
Поздно вечером наш поезд прибыл на станцию Волховстрой, где нам была организована очень теплая и дружеская встреча жителей Большой Земли».
Читая эти воспоминания деда, я невольно задумывался о том, с какой будничностью он описывал такие страшные, немыслимые для современного жителя мегаполиса вещи: трупы, обстрелы, голод… Это взгляд изнутри, взгляд мужественного, несломленного войной и лишениями человека, который мужественно делал свою работу. И день за днем такие люди приближали победу. Светлая память и вечный почет всем тем, кто сражался и работал в годы Великой Отечественной войны от нас и наших детей, которые благодаря их бессмертному подвигу сейчас могут без страха смотреть в светлое и мирное небо над головой.
Память народа Подлинные документы о Второй мировой войне |
Подвиг народа Архивные документы воинов Великой Отечественной войны |
Мемориал Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества |