ПРОМТОВ Алексей Иванович (1916 — 1969)
Алексей Иванович Промтов родился в 1916 году в селе Никита Ялтинского уезда Таврической губернии в учительской семье. Его отец был автором книг о крымских винах и виноделии.
Окончив семилетнюю школу. Алексей в 1930 году поступил в железнодорожное ФЗУ и начал работать токарем в депо станции Симферополь, параллельно продолжая образование в вечерней школе. В 1935 году он поступил в Одесский институт инженеров водного транспорта, окончив которые с квалификацией инженера-механика стал работать на Хабаровском судоремонтном заводе начальником механического цеха. Великая Отечественная война прервала трудовой стаж Алексея Ивановича: с августа 1941-го по июль 1946-го он служил на Тихоокеанском военно-морском флоте. Был награжден медалями «За победу над Германией а Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» и «За победу над Японией».
После демобилизации с октября 1946 года А.И. Промтов стал работать старшим инженером по компрессорам в Управлении эксплуатации газопровода Саратов — Москва, на базе которого было создано затем Московское управление магистральных газопроводов. В январе 1948 года он был рекомендован аттестационной комиссией на должность главного механика управления, а в 1050 году назначен главным механиком — начальником механоэнергетического отдела Главного управления по добыче природного газа (с 1951 г. — по добыче, производству и использованию газа) — Главнефтегаза Миннефтепрома СССР. Алексей Иванович принимал непосредственное участие в оснащении газоперекачивающими агрегатами и другим технологическим оборудованием газовой магистрали Дашава — Киев — Брянск — Москва.
В 1956 году он был утвержден главным механиком — начальником производственного отдела по строительству компрессорных и насосных станций Дирекции строящихся газопроводов Главгаза СССР. С этого времени и до завершения трудового пути А.И. Промтов решал сложнейшие вопросы техники и технологии дальнего транспорта газа, создания первых в Советском Союзе крупных компрессорных станций. Исключительную роль сыграл в оснащении отрасли газотурбинными газоперекачивающими агрегатами, знаменовавшими техническую революцию в транспорте газа и открывшими дорогу широкой газификации в стране. Стал одним из ключевых организаторов освоения и эксплуатации первых крупных отечественных и первых в мировой практике газовых компрессоров ГТ-700-4, специально разрабатываемых для магистрального газопровода Ставрополь — Москва Невским машиностроительным заводом им. В. И. Ленина. Координировал деятельность завода-изготовителя газовой турбины, специалистов ведущих научных и конструкторских организаций, монтажников, эксплуатационников, которые впервые в отечественной и мировой практике разрабатывали, создавали и осваивали новый тип газовой турбины для трубопроводов, призванной заменить малопроизводительные поршневые компрессоры.
С июля 1962 года Алексей Иванович возглавлял энергомеханический отдел Главгаза, в апреле 1964 года был утвержден постановлением Совета Министров СССР членом Госгазпрома СССР, с января 1968 года являлся начальником энергомеханического управления Мингазпрома СССР.
А.И. Промтов принимал непосредственное участие во внедрении газоперекачивающих агрегатов и другого технологического оборудования, необходимого для транспорта газа, на газовых магистралях Бухара — Урал, Средняя Азия — Центр. Успешно провел значительную работу по упорядочению и организации капитального ремонта оборудования предприятий газовой промышленности, обеспечения их в достаточном количестве запасными частями. Подготовил учебное пособие «Технологическое оборудование компрессорных станций магистральных газопроводов и его эксплуатация» объемом 327 страниц, вышедшее в Гостоптехиздате в 1962 году.
За свой вклад в развитие отечественной газовой промышленности Алексей Иванович был награжден орденом Трудового Красного Знамени (за досрочное выполнение заданий по сооружению газопровода Средняя Азия — Центр (1968)) и медалью «За трудовую доблесть» (за газификацию Москвы (1948)).
Алексея Иванович не стало в 1969 году.