Газопровод Бухара — Урал
К началу 1960-х годов промышленный Урал остро нуждался в топливе. Было подсчитано, что только промышленным центрам Урала потребуется ежегодно более 41 млн т дальнепривозного угля. Газ позволял вдвое сократить эту потребность. В доменном производстве и цветной металлургии его применение повышало КПД оборудования на 5–10%, что, в свою очередь, более чем на 10% увеличивало выход металла. Газификация Урала позволяла значительно улучшить и экологию региона. Кроме того, высвобождались многие тысячи специалистов, занятых разработкой месторождений, строительством шахт, добычей, перевозкой угля. Наконец, газ должен был заменить уголь и мазут и дать стране десятки миллионов рублей экономии в год.
Тогда родилась смелая техническая идея — газопровод Бухара — Урал протяженностью более 4500 км из труб диаметром 1020 мм. В отечественной практике трубы такого диаметра для строительства газопровода использовались впервые. Трассу газопровода принимал сам начальник Главгаза СССР А.К. Кортунов с группой будущих строителей и монтажников.
В 1962 году началось проектирование уникального по тем временам газопровода. Предполагалось, что трубопровод принесет газ тридцати трем городам Урала, в числе которых Магнитогорск, Челябинск, Свердловск, Нижний Тагил, Орск и другие.
Изыскатели приехали осмотреть будущую трассу
Главной задачей стал выбор оптимального маршрута — газопроводу предстояло пересечь территории Узбекистана, Туркмении, Казахстана и нескольких областей России.
Трасса магистрального газопровода Бухара — Урал отличалась от других тяжелейшими природными и климатическими условиями: ненаселенная территория, резкие перепады температур, значительные различия состава грунтов, бездорожье. Из-за песчаных бурь быстро изнашивались поворотные части экскаваторов, поэтому в пустыне траншею для газопровода приходилось прокладывать бульдозерами.
390 км трассы прошли по скальным грунтам, столько же — по барханным, ячеистым и щебеночным, 120 км — по барханным пескам, около тысячи — по степным малообжитым районам. Газопровод Бухара — Урал пересек 625 естественных и искусственных преград, в том числе 14 рек и крупных каналов, 437 мелких каналов.
Сжатые сроки, исключительно сложные условия, а также новые технические решения, принятые уже по ходу строительства, обусловили необходимость применения полевого проектирования ряда объектов, в первую очередь линейной части южного плеча магистрали. Так, в 1962 году по просьбе руководства Узбекистана министр А.К. Кортунов принял решение обойти поливные земли Хорезмского оазиса и проложить газопровод на участке между 216 и 530 километрами по пескам пустыни Каракумы.
Обычный порядок, при котором существует большой временной разрыв между изысканиями, проектированием и началом строительных работ, здесь оказался неприемлем. Уже в течение 60 дней со дня принятия решения об изменении варианта трассы проектная группа в Ургенче стала выдавать техническую документацию на участки линейной части и инженерных сооружений на всем протяжении обхода поливных земель.
Позднее, в 1964 году, благодаря полевому проектированию Гипроспецгазом была выполнена корректировка рабочих чертежей после обследования надземных арочных переходов.
Тем не менее работа проектировщиков в непосредственном контакте со строителями позволила улучшить качество проектирования, исключила «академический» подход к созданию проекта, что сэкономило многие месяцы. Такой подход позволил также осуществлять более действенный авторский надзор за выполнением проектных решений.
Особенно трудной задачей стало преодоление водной преграды — бурной Амударьи. Длительные изыскания и исследования проблемы показали, что прокладывать трубу по дну реки с постоянно меняющимся руслом опасно. Было принято решение использовать для прокладки труб вантовый мост. В теснине Дуль-Дуль-Атлаган на границе двух среднеазиатских пустынь — Кызылкум и Каракумы — конструкторы и монтажники воздвигли необычайное сооружение: два могучих пилона, связанных ажурным сплетением канатов и металлоконструкций, образовавших без промежуточных опор воздушный 390-метровый мост.
Использовались при строительстве и новейшие технологии. В секторе автоматики и телемеханики уже в 1960-е годы разработали схему дистанционного управления магистралью. Все технологические процессы, связанные с ее эксплуатацией, были максимально автоматизированы. Это вчетверо сокращало потребность в обслуживающем персонале.
В реализации этого проекта принимала участие вся страна. Новомосковский и Челябинский трубопрокатные заводы в сжатые сроки наладили выпуск оригинальных труб необходимого диаметра. Для транспортировки газа требовалось 17 компрессорных станций, мощные газовые турбины для которых создали на Ленинградском металлическом заводе. На заводе в Таллине изготавливались домики-вагончики для жилья более 20 тыс. человек, участвовавших в строительстве.
Заслуга коллектива проектировщиков Гипроспецгаза состояла не только в том, что поставленная задача была блестяще решена, но и в том, что была воспитана достойная смена, новые кадры высококлассных инженеров. Этот опыт помог впоследствии проектировать крупнейшие магистрали, которые стали основой сегодняшней газотранспортной системы ПАО «Газпром».