Международный проект «Голубой поток»

Идея диверсификации транспортных газовых потоков появилась после распада СССР и возникновения Содружества Независимых Государств (СНГ). Так сложилось, что все экспортные газопроводы, транспортировавшие газ в Западную и Южную Европу, проходили по территории Украины и Белоруссии. Возник вопрос, как должен оплачиваться транзит; появились проблемы несанкционированного отбора газа, задержек с оплатой за поставленный газ. В Газпроме было принято решение: во избежание транзитных рисков прокладывать экспортные газотранспортные магистрали, минуя, по возможности, посредников и третьи страны, и, если нужно, — через морские акватории. Так в девяностые годы родилась идея газопровода Россия — Турция, который впоследствии получил название «Голубой поток».

Первый в России магистральный газопровод с давлением на входе 250 атмосфер на глубине до 2500 м в сероводородной черноморской воде, а также сложнейшая газотранспортная система на сухопутном участке в сейсмически опасных условиях Северного Кавказа, создали столько технических проблем, что реализация проекта представлялась проблематичной. Находились пессимисты, которые были твердо уверены в том, что идея прокладки магистрали в столь сложных условиях невозможна, и скептики называли этот проект «голубой мечтой». Тем не менее инновационные решения в сочетании с точными и надежными инженерными расчетами сделали подобные газотранспортные системы обычной практикой проектирования.

Строительство газопровода «Голубой поток»

Строительство газопровода «Голубой поток»

В «Голубом потоке» специалистами Гипроспецгаза вновь был установлен целый ряд технических рекордов. К тому же физико-химические свойства морской воды выдвинули жесткие требования к материалам, и потому трубы для подводной части газопровода были сделаны из высококачественной коррозийно-стойкой стали с внутренним и внешним полимерным покрытием. Были предусмотрены и защитные сооружения на горных участках в условиях повышенной сейсмичности, тектонических разломов и оползней. А мониторинг технического состояния газопровода проводится благодаря специальным «интеллектуальным» вставкам.

Среди огромного количества новых идей, нашедших воплощение в проекте, особого внимания заслуживают новаторская нормативная база, оборудование инженерно-изыскательских работ на морском участке, трубоукладочный комплекс морского участка, рекордная по своим параметрам компрессорная станция «Береговая», технологии глубокой осушки газа и многое другое.