ШУХОВ Владимир Григорьевич (1853 — 1939)

ШУХОВ Владимир Григорьевич (1853 — 1939)

В мировой истории инженерного дела вряд ли найдется личность более талантливая и многогранная, ученый, внесший неоспоримый вклад в развитие нефтегазовой отрасли, архитектуры и строительства. Владимир Шухов, которого еще при жизни называли «первым инженером России» во многом опередил свое время — его изобретения способствовали развитию экономики страны и определили будущее нефтегазовой промышленности. Конструктор, чьи работы отличаются одновременно оригинальностью, простотой и изяществом, находят широкое применение и по сей день.

Владимир Шухов родился в 1853 году в семье надворного советника Григория Шухова и небогатой дворянки Веры Шуховой.

Уже с детства будущий великий ученый проявлял интерес к естественным наукам и конструированию. В 1871 году с отличием окончил гимназию в Петербурге, где проявились его математические способности — в 13 лет он собственным способом доказал теорему Пифагора.

Поступив в Императорское Московское техническое училище (ныне — МГТУ имени Н.Э. Баумана), Шухов завоевал особое уважение преподавателей.

Передовым учебным заведением ИТМУ делал не только удивительно сильный преподавательский состав, но и наличие практической подготовки учащихся — проводились занятия в мастерских, студенты обучались в том числе токарному, литейному, кузнечному делам.

Свое первое изобретение Шухов запатентовал еще студентом. «Прибор, производящий разбрызгивание мазута в топках, используя упругость водяных паров», или паровая форсунка оказал огромное влияние на нефтяную промышленность и применяется до сих пор в различных областях. До этого мазут, образовывавшийся в ходе переработки сырой нефти, из-за тяжелого возгорания считался отходом и просто сливался в реки и котлованы. Форсунка Шухова позволила распылять густой мазут при помощи водяного пара, что сделало его отличным топливом для паровых двигателей.

В качестве поощрения за отличное окончание училища в 1876 году Шухов был направлен в годичную командировку в США. Америка того времени являлась одной из самых прогрессивных стран в области промышленности. Шухов посетил Всемирную выставку (ныне — Expo), металлургические заводы Питтсбурга, наблюдал за строительством железных дорог и был крайне очарован западными достижениями техники. Там же он познакомился с Александром Бари — американцем русского происхождения, инженером и виртуозным предпринимателем, с которым позже было связано более 35 лет плодотворного сотрудничества.

В.Г. Шухов и А.В. Бари, 1880-е гг.

В.Г. Шухов и А.В. Бари, 1880-е гг.

Вернувшись в Россию, Шухов устраивается проектировщиком в железнодорожное депо, однако вскоре получает другое предложение. На заре развития нефтяной отрасли в России на родину возвращается Александр Бари и, пользуясь связями в инженерных кругах, получает заказ на организацию наливной системы и транспортировки нефти для Товарищества братьев Нобель. Еще в Штатах оценив потенциал Шухова, Бари приглашает его в Баку.

Нефтяная промышленность была крайне слабо развита технически — зачастую нефть поднимали ведрами из колодцев, перевозили бочками на ослах, хранили в открытых земляных котлованах, а установки перегонки напоминали, скорее, самогонный аппарат. Сотрудничество Бари и Шухова буквально за два года (1878–1880 гг.) полностью изменило технологические процессы, от добычи и транспортировки до переработки нефти.

Благодаря Шухову и Бари на Бакинском месторождении началось промышленное применение технологии «эйрлифт» — способ поднятия глубокозалегающей нефти с помощью сжатого воздуха.

По проекту Шухова был построен первый в Российской Империи нефтепровод, соединивший Балханы и заводской район Баку, где располагался нобелевский завод по перегонке нефти. Несмотря на стоимость проекта, в том числе затраты на охрану магистрали, на которую неоднократно совершали нападения владельцы гужевого транспорта, окупился он в течение первого же года.

Людвиг Нобель писал:

«Какое значение имела эта первая железная труба... показывает тот факт, что перекачка нефти по ней обходилась менее 1 копейки за пуд, тогда как перевозка ее в арбах — до 9 копеек с пуда. Принимая во внимание, что для выделки одного пуда керосина требуется три пуда нефти, расходы заводчика уменьшились на 25 копеек с пуда».

Следующим шагом стал керосинопровод от завода до порта.

С увеличением добычи и развитием отрасли в целом остро встал вопрос хранения нефти и нефтепродуктов. Здесь же в Баку Шуховым был разработан и построен первый в мире цилиндрический резервуар-нефтехранилище. Имевшиеся на тот момент американские и немецкие аналоги из-за своей квадратной формы требовали в производстве большого количества металла, что значительно увеличивало их стоимость. Предложенная Шуховым цилиндрическая конструкция из клепаных металлических листов позволяла использовать значительно более тонкий металл. Кроме того, в верхней части резервуара, где давление на стенки было значительно меньше, толщина металла снижалась еще в два раза. Благодаря дешевизне и надежности шуховские резервуары вскоре стали мировым стандартом.

Резервуар для хранения нефти системы Шухова

Резервуар для хранения нефти системы Шухова

Еще одним прорывом стала разработанная Шуховым установка крекинга нефти — технологии «расщепления» нефти при помощи высоких температур и катализаторов — позволившей значительно увеличить количество производимых нефтепродуктов (тогда из нефти получали только керосин), включая бензин. Патент на изобретение был получен в 1891 году. Тем не менее американские инженеры в течение 20 лет оспаривали авторство Шухова, и лишь в 1923 году он был признан единственным изобретателем.

Перечислять изобретения гениального ученого можно бесконечно долго: Шухов внес вклад в развитие нефтеналивного транспорта и танкеров, принимал участие в разработке системы водоснабжения Москвы, по его чертежам было построено более 500 мостов, во время Первой мировой войны занимался проектированием для нужд военной промышленности. Но особое признание ему принесло изобретение первых в мире гиперболоидных конструкций, широко применяемых при строительстве инженерных коммуникаций и получивших развитие в архитектуре. Знаменитая телебашня на Шабаловке была спроектирована Шуховым и построена под его руководством, он принимал участие в проектировании Верхних торговых рядов в Москве (ныне — ГУМ), знаменитой вращающейся сцены МХАТа.

Последние годы жизни Шухова были омрачены сменой режима, постоянными переживаниями за сыновей и нападками за связь с Белым движением. Несмотря на довольно прохладные отношения с Советской властью и многочисленные предложения западных контор, эмигрировать из страны Шухов отказался.

«Мы должны работать и работать независимо от политики», ­— писал он в своем дневнике. — «Башни, котлы и стропила нужны, и мы будем нужны».

В 1939 году Шухов трагически погиб во время пожара в собственном доме.