БУЛГАКОВ Антон Викторович (1879 — 1972)

Антон Булгаков родился 2 августа 1879 года в селе Сабовка Екатеринославской губернии в небогатой дворянской семье. Учился в Кронштадте на механическом отделении Морского инженерного училища Императора Николая I. В 1901 году был произведен в младшего инженера-механика с отправлен на службу на Черноморский флот.

Параллельно с военной службой Булгаков интересовался политикой. В 1902 году вступил в партию социалистов-революционеров. После разгрома восстания моряков под предводительством лейтенанта Шмидта Булгаков в январе 1906 года оставил военную службу. Работал на брикетном заводе в Донбассе, затем проектировал и устанавливал отопительные системы собственной конструкции на заводах Москвы, Петербурга и Сормово.

В 1908 году Булгаков поступил на службу в «Челекенское нефтепромышленное общество», добывавшее нефть на острове Челекен в Каспийском море. Со временем стал главным управляющим нефтепромыслов. В 1914 году «по обстоятельствам войны» Булгаков был призван на военную службу главным механиком военного порта в Батуме.

В 1922 году Булгаков переехал в Баку и устроился на работу в «Азнефть», где вскоре стал управляющим Техническим бюро. Для повышения эффективности работы нефтеперегонных заводов были разработаны техстандарты работы треста. Благодаря исследованиям работы одиночных насосов и насосов с групповым приводом, проведенным Булгаковым, «Азнефть» смогла перейти на добычу только глубинными насосами.

В 1924 году Булгаков выступил на заседании Бакинского отделения Русского технического общества по поводу строительства нефтепровода от Грозного к Черному морю. Он был уверен, что транспортировка по железной дороге удорожает продукцию «Азнефти». «Только прокладка нефтепроводов может сделать экспорт прибыльным», — поддержал его директор Бакинской нефтяной промышленности И.Н. Стрижов. В конце 1924 года Булгаков возглавил инженерные изыскания по проекту. В мае 1925 года в «Азнефти» была создана контора по строительству нефтепровода Баку — Батум, Булгаков стал ее главным инженером.

Первоначально трасса нового нефтепровода шла вдоль Закавказской железной дороги, но талантливый инженер внес существенные изменения в проект. Он консультировался с выдающимся российским инженером В.Г. Шуховым, читал новейшую зарубежную техническую литературу, а также переводные технические материалы. В результате Булгаков смог предложить несколько совершенно революционных для своего времени идей. Предложение сократить трассу нефтепровода между Баку и ст. Евлах, не привязывая ее к железной дороге, позволяло сократить число насосных станций и миновать солончаки. Кроме того, «впервые в мировой практике», как он сам писал позднее, Булгаков предложил перекачку нефти «из насоса в насос», без закачки в резервуары.

Весь нефтепровод Баку — Батум был разбит на части: западную (головную) — от Батума до Хашури, среднюю — вдоль линии Закавказской железной дороги до ст. Евлах и самую сложную, восточную — от Евлаха до Баку, которая проходила по необжитой местности. От традиционного метода свинчивания труб решено было полностью отказаться. Булгаков лично разработал и применил на практике приемы сварки и укладки труб, которые позднее вошли в технические условия на производство подобных работ: способ соединения длинных уложенных участков, способ сварки арматуры и вставок со снятием температурных напряжений, методы нахождения мест установки компенсаторов и мертвых точек с учетом профиля и др.

Параллельно Булгаков занимался проектированием батумских заводов. Используя свой опыт, он предложил усовершенствовать схему кубовой перегонки нефти и реорганизовать бакинский порт для ускорения загрузки судов.

В 1925–1926 годах поставки оборудования из Европы задерживались, отечественное — проигрывало в качестве, строительство затягивалось, случались аварии, Булгаков долго находился за границей — в США, Англии, Франции и Германии.

Головной участок нефтепровода Баку — Батум сдали 13 января 1929 года, а 13 февраля 1930 года магистраль была пущена в эксплуатацию. Во многих аспектах это был уникальный опыт проектирования и строительства нефтепровода, впервые в СССР применялось новейшее оборудование (например, четырехтактные бескомпрессорные дизели).

Но буквально на следующий день после пуска нефтепровода Баку — Батум группа сотрудников «Азнефти» была арестована по обвинению во вредительстве. Задержки и ошибки в ходе проектирования и строительства были названы умышленным разбазариванием «народных средств». Булгакова назвали руководителем филиала вредительской организации. Его приговорили к расстрелу, который был заменен 10-летним заключением в концлагерь, а потом высылкой в Казахстан на строительство нефтепровода Гурьев — Орск. Предложения Булгакова использовать сборные деревянные конструкции зданий и применять местный строительный материал — саман — позволили сократить смету на 6,5 млн рублей.

После 1934 года Булгаков был направлен в трест «Нефтепроект» Наркомата тяжелой промышленности СССР, где стал главным инженером строительства Одесского крекинг-завода.

6 февраля 1938 года Булгаков, проектировавший Гдовский сланце-перегонный и битумный завод в Ленинградской области, снова был арестован. Он был назван участником «шпионско-диверсионной группы белогвардейской фашистской организации “Российских Объединенных Националистов-Демократов”». В 1939 году Булгакова приговорили к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с последующей ссылкой.

В 1941 году началась разработка газового месторождения в Верхнеижемском районе Коми АССР, на Седьельском месторождении строился первый на Севере газовый промысел, прокладывались первые северные магистрали. Климатические и почвенные условия, с которыми пришлось столкнуться с первых же шагов строительства, привели Булгакова к идее создания наземного магистрального газопровода. Позднее он писал:

«Работа трубопровода, окруженного слоем промерзшего грунта, является наиболее неблагоприятной. Утечки газа из газопровода происходили там, где трубопровод был зарыт в землю. В то же время на остальных участках, уложенных на поверхности, под снеговым покровом, не было обнаружено никаких утечек».

В 1942 году Булгакова «условно-досрочно» освободили.

В 1946 году он стал главным инженером легендарного газопровода Войвож — Ухта. Это был первый в мировой практике магистральный подвесной самонесущий, самокомпенсирующийся газопровод. Трубы диаметром 325 мм подвешивались на деревянных А-образных опорах на высоте 1,2 м от земли, что позволяло защитить их от замерзания зимой. Для защиты от коррозии их обмазывали цементным молоком. Решение позволяло быстро выявлять и ликвидировать повреждения и обходилось дешевле. Проектными работами руководил Булгаков, разработку основных конструкций сооружения осуществил С.И. Новопавловский, а прочностные и газодинамические расчёты выполнил К.А. Веревкин. 10 июля 1948 года газопровод был сдан, а в 1951 году получено авторское свидетельство на изобретение «Надземный газопровод».

Трасса газопровода Войвож — Ухта, 1948 год

Трасса газопровода Войвож — Ухта, 1948 год

В 1957 году Главгаз СССР принял постановление: «Распространить метод прокладки магистральных газопроводов с самокомпенсацией, принятый в северных районах, для использования его на строительстве газовых магистралей в других районах и особенно в Сибири и на Дальнем Востоке». Этот метод строительства газопроводов применялся потом не только в других регионах СССР, но и в США, где подобная подвесная магистраль была проложена на Аляске.

Неподвижная опора газопровода Войвож — Ухта

Неподвижная опора газопровода Войвож — Ухта

После завершения строительства газопровода с Булгакова была снята судимость. На рубеже 50-60-х годов Булгаков участвовал в испытаниях лаборатории прочности ВНИИСТ (Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК).

Информации о последних годах жизни пионера советского трубопроводного строительства практически нет, по некоторым данным Антон Булгаков умер 2 февраля 1972 года в Москве.