РАГОЗИН Виктор Иванович (1833–1901)
Виктор Рагозин родился 19 августа 1833 года в Подольском уезде Московской губернии в дворянской семье среднего достатка. В 1853 году после окончания физико-математического факультета Московского Университета поступил на службу в Московский коммерческий суд. В 1857 году оставил службу и уехал из Москвы в Кострому, где устроился на рядовую должность в пароходное общество «Дружина», занимавшееся перевозкой грузов по Волге. Благодаря управленческому таланту быстро продвигался по службе, и уже в 1864 году стал одним из директоров «Дружины».
Среди грузов общества «Дружина» была каспийская нефть в бочках. Это был затратный и неудобный способ перевозки нефти. Рагозин сконструировал один из первых деревянных судов с внутренней палубой для перевозки нефти наливом, он был спущен на Волгу в 1874 году.
Во время делового визита в Баку Рагозин обратил внимание на способ уничтожения отходов керосинового производства: их сжигали или в просто сбрасывали в море. В то же самое время спрос на смазочные минеральные масла рос, российский рынок заполняли смазочные материалы из США, Бельгии, Голландии и других стран. Оценив коммерческие перспективы дела, Рагозин занялся изучением методов переработки нефти. Свою первую лабораторию по изучению мазута он устроил в своей квартире в Нижнем Новгороде. В 1877 году в городе Балахне Нижегородской губернии Рагозин построил первый экспериментальный нефтеперерабатывающий завод, где начал полную переработку нефти, получая из нее, кроме керосина, смазочные масла отличного качества.
Рагозин создал несколько типов смазочных масел, назвав их олеонафтами. Для их производства в 1879 году в усадьбе Константиново близ Ярославля был построен второй завод производительностью 400 тыс. пудов масла в год. На этом заводе Д.И. Менделеев испытывал свой аппарат по непрерывной перегонке нефти.
Нефтеперерабатывающий завод В.И. Рагозина (ныне — Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева). Сайт АО «Менделеев Групп»
На заводах Рагозина часть нефти перегонялась на бензин (в 1883 году был изобретен бензиновый мотор), керосин, солярку, жидкие смазочные масла, густые и твердые смолы. Здесь были внедрены способ получения ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилола, антрацена) профессора химии А.А. Летнего, способ термической обработки нефти Д.И. Менделеева и воздействие на нефть щелочью. В 1879 году за заслуги перед отечественной нефтяной промышленностью решением Учебного совета Санкт-Петербургского Технологического института Рагозину было присвоено почетное звание инженера-технолога.
Проведенная во Франции экспертиза продукции заводов Рагозина доказала, что качество русских масел намного выше американских аналогов. На Парижских выставках 1878 и 1879 годов, на Бельгийской, Рижской и Борисоглебской выставках в 1880 году продукция его заводов получила золотые медали. Качество признали также Римская Академия промышленности и торговли и Европейская Академия общественных наук. В 1880 году Рагозин получил право маркировать продукцию российским государственным гербом. Поэтому масла, которые поставлялись на экспорт, стали называть «Русские». На мировых рынках стоимость американских масел упала, а русские покупались по цене в 3–4 раза выше.
Несмотря на все успехи, Рагозин обанкротился и был отстранен от ведения дел заводов Товарищества «В.И. Рагозин и Ко». Приехав в Баку в 1883 году, все оставшиеся средства он вложил в покупку небольшого нефтеперегонного завода в Черном городе.
26 октября 1884 году в Баку открылся первый в истории Съезд нефтепромышленников России. Виктор Рагозин поднял вопрос о необходимости организации государственной геологической разведки нефтяных месторождений и представил программу развития экспорта российских нефтепродуктов. Основным пунктом этой программы был запрет на вывоз из страны сырья и полусырья. Впоследствии Рагозин принял участие в работе ещё шести съездов нефтепромышленников, но не все его идеи получили поддержку.
Когда его завод в Баку не смог конкурировать с более крупными предприятиями того времени и закрылся, Виктор Иванович стал управляющим Бакинским отделением Товарищества «С.М. Шибаев и Ко». Уже на Всемирной выставке в Антверпене (Бельгия) летом 1885 года минеральные смазочные масла Товарищества были удостоены золотой медали. В 1892 году Рагозин завершил работу в Товариществе «С.М. Шибаев и Ко», но после отъезда из Баку его работа в нефтяной промышленности не закончилась, он занялся усовершенствованием нефтеперерабатывающего оборудования.
18 сентября 1896 года Департамент торговли и мануфактур министерства финансов России выдал В.И. Рагозину привилегию (лицензию) на «дифференциальный конденсатор “универсал”». Позже он получил ещё свидетельство на «непрерывно действующий пульверизационный ректификатор винного спирта и других легкокипящих жидкостей» и привилегию на «аппарат для перегонки разложения нефти». К сожалению, его изобретения не нашли своего применения на отечественных заводах, но были успешно внедрены в 1898 году в Австро-Венгрии на заводе в Прессбурге (ныне — Братислава). Только через 20 лет эта технология нашла широкое применение в США.
Виктор Рагозин умер 9 августа 1901 года в поселке Озерки под Санкт-Петербургом.